Здоровье учащихся почти на 50% зависит от условий их жизни. И я думаю, не стоит дискутировать по поводу того, что ребенок в школе не только учится, но и питается, развлекается, отдыхает, занимается спортом. То есть время, проведенное в учебном заведении, - это не чисто умственная активность, а полноценная жизнедеятельность, которая и организовываться должна соответственно. «Не учат за счет здоровья!» «Давайте обучать не за счет здоровья», - таким должен быть девиз каждого учебного заведения. Однако надо и педагогам объяснить, каким должен быть «здоровый образ жизни» в школе.
- Все работники школы должны знать о государственные санитарные нормы и правила организации учебно-воспитательного процесса, - уверена заместитель директора по научно-организационной работе ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева АМН Украины» Надежда Полька, - Наверное, каждый классный руководитель побывал в такой ситуации: в школе сделали ремонт, постелили линолеум, родители купили цветы, поклеили обои. Потом приходит санстанция и объясняет: здесь линолеум нельзя, шторы такого цвета нельзя, обои тоже. В школах сегодня много проблем с мебелью, учебниками, медикаментами, питанием ... К этому еще и добавить новые образовательные технологии и учебные программы, новые формы и методы обучения. Следовательно, и нормативные документы надо пересмотреть. Но ведь на все должно быть научное обоснование. Что-то нужно ослабить (в частности учебную нагрузку), что-то можно и уменьшить (например, построить не три-, а четырехэтажную школу, что сэкономит метраж в пределах города). Над всеми этими вопросами работают наши ученые.
Кандидат медицинских наук Светлана Гозак заведует лабораторией гигиены учебной деятельности детей, входит в научно-методических комиссий МОН по оценке программ учебных педагогики и методики начального обучения, физического воспитания и т.д.. Самое основное, что выделяет Светлана Викторовна, - в программах растет учебная нагрузка. Так, в недавно утвержденном стандарте начального среднего образования «поселились» лишние 3 часа в неделю. Их никто не добавлял, просто физическая нагрузка перестала быть нагрузкой ... Зато в расписании появились английский, математика, информатика и т.д. - статические уроки, которые, при их увеличении более чем предельно допустимое количество, перегружают зрение, дыхательный и опорно-двигательный аппараты, ухудшают кровообращение и дыхание, работу внутренних органов, приводят к преждевременному утомлению.
- При составлении расписания следует, чтобы чередовались уроки статические и динамические, творческого, прикладного характера, гуманитарного и математического цикла, - объясняет Светлана Гозак. Но ни один педагог не хочет, чтобы физкультура стояла перед его уроком. Это связано с тем, что часто она не выполняет своих функций. Такой урок должен быть активным отдыхом и восстановить работоспособность ребенка. Ведь два - три часа посидел - нужно и улучшить кровообращение и мозгу дать отдых. Однако, по данным специалистов-гигиенистов, учителя физкультуры в 75% случаев не соблюдают требования к структуре и содержанию урока. Кстати, эта информация получена при проведении уроков, то есть педагоги знали, что за их работой наблюдают! Полноценную разминку и заключительную часть можно иногда увидеть. В большинстве же случаев почти никто из них не проводит с учащимися разминку. В лучшем случае - пробежались по кругу, а дальше: мальчики - на футбол, девушки - на скакалку. Звонок прозвенел - а пульс у детей повышен, они перевозбуждены и к следующему уроку не готовы. Кроме того, большинство учителей не дает упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. А после нескольких статических уроков позвоночник у ребенка зажался. На физкультуре его нужно растянуть, укрепить корсетные мышцы. Не стоит удивляться, что по исследованиям наших ортопедов, 90% учащихся выходят из школ с нарушением осанки.
Однако лишь одной физкультурой здоровье учеников не спасти. Для школьников предусмотрены определенные формы физического воспитания в течение дня. Это и утренняя гимнастика до уроков, физкультминутки - во время, и конечно, - активный отдых на перемене. Для младших - это игры, для старших - упражнения. Не стоит думать, что старшим детям не нужно побегать или хотя бы пройтись в перерыве между уроками. Именно на тот возраст, когда происходит гормональная перестройка организма, приходится больше диагнозов, связанных с нарушением осанки. Как же проводят время перерыва между уроками украинские школьники, например, начальных классов? По исследованиям специалистов Института гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева, более 50% из них задерживают учителя, не давая выйти из класса. 7% - (преимущественно мальчики) регулярно проводят время «в компании» с мобильными телефонами, 17,9% - готовят домашние задания на следующий урок. И только 21,4% младших школьников двигаются во время перерывов.
Организация обучения и досуга молодых - вообще отдельный вопрос. Хорошо, когда младшая школа имеет зону рекреации, где ученики могут побегать, развлечься на тренажерах. А в переполненных городских школах даже мало кто из учителей выпускает их из класса, потому что будут мешать старшим ученикам. Особенно страдают от нагрузки первоклашки. Шестилетние детки устают уже к концу третьего урока. А у них их пять плюс группа продленного дня. После нескольких месяцев такой перегрузки наступает кумуляция утомления - т.е. она накапливается начинает усиливаться. Со временем у ребенка обнаруживают какое-то заболевание, затем становится хроническим. И мало кто связывает развитие болезни с обычной переутомлением, хотя связь эта очевидна.
Логическим продолжением насыщенной программы младшей школы становится обучение в лицее или гимназии.
- При изучении учебной нагрузки мы наблюдали превышение предельно допустимых уровней недельной нагрузки, однако в лицеях, гимназиях и колледжах оно достигает пяти часов в неделю! - Вот так нелестно характеризует инновационные школы Светлана Гозак. - Да и с учетом времени приготовления домашних заданий рабочий день подростков обычных общеобразовательных школ достигает 8 - 9 часов, а инновационных - 9 - 11 астрономических часов! В расписании уроков 80% классов не учитываются гигиенические нормы чередования предметов высокой, средней и низкой сложности. Какое влияние имеет какая-то степень тяжести при составлении расписания, спросите вы. И действительно, большинство молодых педагогов не обращает внимания на такую ??мелочь. Однако важность ее становится понятной уже опытным практикам. Оказывается, некоторые учителя не любят, когда перед их уроком стоит не только урок физкультуры, но и невинная литература. Одна моя знакомая учительница музыки терпеть не могла, когда дети приходили к ней после этого предмета. Как выяснилось, на «литературе» у детей значительно нагружается слух и музыка после этого им не по вкусу.
Изучение физической нагрузки и степеней переутомления на уроках позволяет ученым предложить педагогам соответствующие ранговые шкалы для предметов. На их основе можно составить оптимальное для физического и умственного труда расписание. Например, известно, что наибольший уровень работоспособности и слаженности работы всех систем организма приходится на 9.30 - 12.00. Это оптимальное время умственной активности у большинства детей. Следовательно, на него можно запланировать наиболее тяжелые уроки.
Проблемы со здоровьем усиливают и несоответствие школьной мебели росту детей. Есть требования, согласно которым парты изготавливают шести размеров, в зависимости от роста ребенка. Однако кто может похвастаться тем, что парта вашему ребенку подобрана в соответствии с его ростом? Наверное, таких родителей не найдется. Исследования специалистов Института гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева свидетельствуют, что 75% детей сидят за мебелью, не соответствующей их возрасту, росту. А это вызывает не только нарушение осанки. Неправильное положение тела уменьшает жизненную емкость легких, в позвоночнике возникают микротравмы. А, например, через слишком узкий пояс, который пережимает внутренние органы, - нарушается гемодинамика, то есть кровообращение в малом тазу.
- Есть требования к положению тела, которые в принципе будущие педагоги должны изучать в пединституте. Однако я не думаю, что этому уделяется достаточное внимание и время, - отмечает Светлана Викторовна. - Однако мебель - это одна сторона медали. Даже удобная мебель не сможет предупредить нарушения осанки при длительной сидячей позе. Необходимо организовать учебный процесс так, чтобы даже это несоответствие сглаживалось. Почему бы не поднимать детей чаще? В Беларуси, например, широко начали использовать парты-кафедры (которые, кстати, знают и в некоторых украинских школах) - высокий стол для деятельности стоя. Две - три таких парты ставят в конце класса и каждый ребенок работает за ними по три - четыре пять минут за урок. Изменение положения тела, во-первых, снимает усталость и нагрузку на позвонки поясничного отдела, во-вторых, улучшает мышечную систему и выравнивает позвоночник.
А физкультминутка вообще должна проводиться на каждом статическом уроке! Это и активный отдых для поддержания работоспособности, и зрительная гимнастика, и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Казалось, три - четыре минуты за урок - это мелочь. Однако пять уроков = 15 минутам полноценных упражнений! Кроме того, учителя даже забывают пересаживать детей в течение года с левого ряда - в правый, с середины класса - на начало. А это очень простые вещи ... И педагоги якобы их знают, однако обучение наших учеников еще преимущественно происходит без учета определения «здоровое».
Еще со времени введения обучения с шестилетнего возраста (2001 г.) и до сих пор есть много нерешенных проблем. Почти все школьные здания возведены в середине прошлого века и не приспособлены для шестилеток. Лишь пятая часть учащихся первых классов Украины учится в условиях, отвечающих их потребностям. Как правило, эти условия созданы на базе дошкольных учебных заведений. Полноценный рабочий день шестилетнего дошкольника должен выглядеть так: сон днем, прогулка 1,5 часа на свежем воздухе плюс физическая активность. Однако этого не в состоянии обеспечить большинство школ. И родители первоклассников преимущественно утверждают, что их шестилетние школьники значительно устают, «не доработав» даже до конца первого полугодия.
А что говорят цифры? Во время учебы в начальной школе:
- Доля учащихся с хроническими заболеваниями возрастает с 30 до 50%; - С превышением массы тела почти вдвое (с 15 до 26,5%); - С нарушениями осанки - на 35% (с 50 до 85%); - С низкой экскурсией грудной клетки раза (с 22 до 60%); - Неблагоприятными типами реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в 2 раза (с 22,5 до 46,9%).
Comments