Старая погремушка быстро надоела вашему малышу, не увлекают его новый мяч и даже современный конструктор. Конечно, вы понимаете, почему так произошло. Обычная игрушка не проиграет веселую мелодию, мяч не мигает разноцветной подсветкой, а ловить рыбку в компьютерной игре гораздо интереснее, чем складывать пирамидку из кубиков. Вы не считаете, что это нормальный процесс взросления? И это вполне понятно, ведь вашему малышу только три годика. Так полезна для его здоровья и развития «информатизация», которая началась уже в таком юном возрасте?
Побродив всемирной сетью, можно найти множество программ, которые позволяют овладеть компьютером самым маленьким. Программы в основном иностранные. В европейских и американских детских садах дети учатся работать за компьютером и любят играть с помощью интерактивной доски. Правда, задания подобраны элементарные - соедини точки, передвинь картинку - как раз для дошкольников.
У нас же аналогичные программы преимущественно рассчитаны на старших деток. И это несмотря на то, что большинство компьютерных программ и игр в мире разрабатывается специалистами из Украины. Почему бы им не поработать с педагогами и психологами, чтобы сделать программное обеспечение более развивающим? Наверное, так не делается, потому и педагоги использовать их не спешат. А возможно, вопрос «Стоит или нет» уже не стоит?
- Компьютеры и вообще технические устройства исключить из нашей жизни невозможно, - абсолютно поддерживает этот тезис директор Института одаренного ребенка АПН Украины Владимир Камышин. - Большинство сфер человеческой деятельности нуждается сегодня в узкой специализации. Следовательно, и подготовку таких специалистов надо начинать как можно раньше. Начиная даже с детского сада! Обучать компьютеру надо с того возраста, когда ребенок уже может им манипулировать: в шесть месяцев - давить пальчиком на кубик, в три года - орудовать мышкой, а когда изучит буквы - и клавиатурой. И ошибаются те педагоги, которые против «раннего компьютерного развития». Школьники сегодня могут посадить в лужу любого, даже опытного педагога, просто зайдя в интернет и отыскав там какую-то изюминку на следующий урок.
Даже если вы не хотите сажать малыша перед монитором, не думайте, что своеобразных компьютеров нет в его комнате. Они «живут» и на столе, и под кроватью. Начиная с первых месяцев жизни малыша, мы покупаем ему погремушки с веселыми мелодиями, мигающими лампочками, коврики, которые светятся, когда на них наступаешь, игрушки, которые разговаривают. А знаете ли вы, что в каждом из этих приборов внутри компьютер, мощность которого в несколько раз больше того, что посадил американцев на Луну? И все эти приборы признаны полезными для умственного и физического развития детей. Однако не много ли мы позволяем пользоваться электронным оборудованием дочери, вместо того, чтобы почитать с ней книгу и выйти на прогулку?
- Малыш все равно не будет сидеть долго перед монитором, - уверяет Владимир Камышин. - Если вы беспокоитесь тем, сколько времени ему можно играть за компьютером, то для каждого возраста есть свои психологические особенности. Когда ребенок совсем маленький, он не может сосредоточиться на чем-то более, чем на 5 - 10 минут. Компьютер ничего не изменил. Просто если 30 - 40 лет назад мы спрашивали себя, полезно ребенку много читать, потому что из-за этого возникнет близорукость, то сегодня те же переживания мы перенесли на компьютер.
Что мешает установить компьютеры в детских садах? Как и всегда, в вопросах развития детей проблема имеет и медицинский, и педагогический аспекты. Может, некоторые из педагогов и считают, что от прогресса не уйти, но медики преимущественно против такой нагрузки на зрение и психику в раннем возрасте. Существующим государственным санитарным нормам и правилам для школ и дошкольных учреждений лет больше, чем нашей стране. И там, конечно, нет ни слова об использовании компьютеров в садах.
- В новых этого тоже не будет, - утверждает заместитель директора Института гигиены и методической экологии им. А.Н. Марзеева АМН Украины Надежда Полька, которая работает над разработкой таких правил. - Будет прописано время и режим работы за компьютером только для средней и старшей школы. Мы рекомендуем систематически использовать компьютер для обучения только с 10 лет. Пагубное влияние компьютера на зрение, по сравнению с книгой, гораздо больше. Школьникам младшего школьного возраста мы советовали бы всего несколько занятий - уроки для ознакомления с компьютером.
Если дошкольнику за компьютер так категорически нельзя, следовательно, и вредное воздействие на зрение из-за сидения за монитором наши ученые не изучают. Но учитывая то, что в некоторых школах вместо обычных апробируют электронные учебники, офтальмологи изучали влияние PocketBooK на органы зрения. По предварительным исследованиям, особых отличий от бумажных не нашли. Поэтому считают их использования оптимальным. Однако команды «Даешь компьютер самым маленьким!» мы от них не дождались ...
- За последние пять лет на 6 процентов увеличилось патологий органов зрения, особенно возрос процент детей с близорукостью, - пессимистично начала разговор Наталья Малачкова, врач-офтальмолог, преподаватель Винницкого национального медуниверситета. - Все болезни помолодели: если раньше мы находили так называемую школьную близорукость начиная с 13 лет, то сегодня обнаруживаем ее уже в 9. И дело не в том, чтобы запретить доступ к компьютеру, а в том, как его ограничить. Даже маленькие дети сегодня сидят за компьютером час - три. Родители не могут, а некоторые и не считают нужным их контролировать.
Чтобы сохранить зрение детей, учитель или воспитатель также должен правильно организовать рабочее место. Например, если включил интерактивную доску - надо прикрыть окна, чтобы можно было смотреть на экран. Но при этом исключается письменная работа и чтение, потому снижается освещение.
- Изображение на мониторе состоит из точек - маленьких частиц, каждая из которых светится сама по себе, - объясняет Наталья Валентиновна. - Яркость изображения на компьютере меняется - а это губительно для глаза: все время сужается и расширяется зрачок. Как результат - глаза устают. Сегодня большинство мониторов - с плоским экраном, и нам кажется, что это уменьшит их пагубное влияние на глаза. Но все плоские мониторы дают блик, раздражает рецепторы органа зрения. Только антибликовое покрытие очков для работы с компьютером частично может снять усталость с глаз. Однако все-таки лучшая защита для малышей - не сидеть перед монитором.
... В Киеве уже появляются детсады, где за компьютером работают дошкольники. О программе для детей старшей группы рассказывает ее автор - методист-воспитательница садика «Ольвия» Оксана Левицкая. - У нас только первые несколько уроков ознакомительные. А дальше уже детки понемногу учатся. Задания направлены на развитие моторики, логического мышления. Это и раскраски, и упражнения типа «соедини по точечками и раскрась», прописи на компьютере специальной «ручкой», упражнения с двигательными элементами. Дети работают раз в неделю по 12 минут. Поскольку для дошкольников санитарные нормы не утвержден - ориентируемся на нормы для первого класса. Каждый урок у нас проводятся физкультминутка и гимнастика для глаз.
Во многих странах Европы и Азии компьютеры постоянно используют для обучения детей в садах. Особенно активно компьютеризацию дошкольного образования сегодня внедряют в Корее - в России, как и у нас, только начинают применять развивающие детские игры и программы для дошкольников. А вот Португалия пять лет назад решила компьютеризировать все ступени учебного процесса, чтобы каждый ребенок имел ноутбук и доступ к всемирной паутине. Небогатым семьям, в которых подрастают школьники, делают большие скидки при покупке ноутбука и Интернета. Власти Португалии планируют, чтобы вскоре по крайней мере 9 из 10 учеников младшей школы учились с помощью ноутов.
Comments