И вот ваш малыш сидит в классе и смотрит на более успешных учеников. Каковы все, кроме него ... Как определить, когда ребенок с умственной отсталостью может учиться в обычной школе, а когда лучше получить образование в специнтернате? Есть ли другие варианты?
Не станем искать причины умственного отставания ребенка, а их может быть множество: экология, осложнения при родах, травмы или инфекции. Это произошло ... Как помочь такому малышу? Защитить от жестокого мира, закрыв дома. Просто выпихнуть к здоровым детям - пусть следует сам. Практики утверждают, что пока у ребенка будет малейший шанс учиться с обычными детьми - родители его используют!
- Чаще таких детей отдают в обычные школы, потому что родители считают - там они будут нормальными, по крайней мере казаться такими, - говорит Ольга Павлюченко, директор специальной школа-интернат № 26. - Нормальные дети - жестокие, «ненормальный» ученик в таком коллективе станет изгоем. У него появятся комплексы, сломается психика.
В специнтернате для каждого ребенка подбирается программа. В классах не 30 (!), А 6 - 8 детей. Теперь здесь переходят на новые стандарты, чтобы все предметы направлялись на социальную адаптацию. 10 класс - это уже профессиональная подготовка, часть уроков проводят в ПТУ. Каждый учитель, который здесь работает, имеет образование коррекционного педагога и знает на что обращать внимание. Вот девочка очень любит по дереву работать, хотя другим девушкам нравится вышивать. Следовательно, эту способность нужно развить.
- Я часто спрашиваю родителей, которые настаивают, чтобы их дети учились вместе со здоровыми: «Что с того, что ребенок умеет читать и писать, если он не может сделать покупку в магазине?». Если есть у ребенка какой-то изъян, не нужно бояться отдавать его в интернат. Ребенка надо принимать и любить таким, какой он есть, - считает Ольга Николаевна.
В специнтернат постоянно приводят детей из ... обычных ОУЗ. Недавно перевели мальчика, просидел там до 8 класса, а читать не научился. Только когда из школы захотели сделать лицей, вспомнили, что есть ученик, который не дотягивает до стандартов. Ведь большинство школ столицы готовит детей к поступлению в ВУЗ - будущих юристов и экономистов. А в интернате программа рассчитана в среднем на пять классов обычной школы. Кажется, что этого мало? Вспомните, сколько знаний из старшей школы вы используете каждый день? Но и это родителей не утешает ...
- Знакомая директор недавно попросила меня: «У нас есть девочка, которая не справляется с программой совершенно! Может, предложите перейти?», - Рассказывает о характерном случае директор. - Я родителям позвонила ... Так мама мне и судом угрожала: «Мой ребенок нормальный! Что вы говорите?».
К сожалению, это обычная реакция. Некоторые стесняются водить ребенка в интернат, напротив дома, потому что могут увидеть соседи. Некоторые игнорируют вполне очевидные нарушения развития и даже не пытаются заниматься коррекцией. А бывают ли положительные случаи, когда ребенка переводят в обычную школу из интерната?
- Конечно! - Отвечает Ольга Павлюченко. - У нас есть классы для детей с незначительной задержкой развития. Они там хорошо поддаются коррекции. Недавно двух перевели. Здесь огромная заслуга родителей, с детьми много работали.
Психолог-дефектолог Влада Тарасенко подтвердила, что каждого ребенка хочется подготовить в обычный садик или школу. Однако проблема обычных детсадов - их переполненность.
- У нас есть очень неплохие логопедические сады, где часть детей - с обычными логопедическими проблемами, часть - с задержкой развития, - именно они хорошо подойдут для детей с проблемами речи, - считает Власть Ивановна.
К сожалению, психолог также уверена, что ребенку без профессиональной коррекции развития - к здоровым деткам нельзя! Они мгновенно чувствуют слабость больных малышей. В лучшем случае их будут избегать, а хуже всего, то же будут делать и воспитатели! Мамам многих пациентов-аутистов удалось добиться, чтобы их дети ходили в обычный садик. И теперь эти детки просто сидят там в стороне и, например, рвут бумажки. Это заведение для них стало этакой камерой-хранилищем, пока мама на работе. В школе ситуация, как правило, ухудшается ...
- Если ребенок не сможет достичь результатов - это сказывается на его самооценке. А такие дети должны обязательно учиться в комфортной атмосфере. Если идти в обычную школу, надо ориентироваться не на уровень знаний, а на социализацию! Так, они должны уметь дать отпор, постоять за себя. Особенно это касается мальчиков. Как страшно звучит, но умение драться, не дать себя в обиду - навыки социализации! И для обычной школы она должна быть максимальной.
Родители часто стыдят детей с умственными недостатками. У них даже есть отговорка: у меня должен быть здоровый ребенок, я сам (а) здоров. Они считают детскую болезнь личным проигрышем и предпочитают лучше игнорировать проблему. Неужели у этих детей совсем нет шансов найти общий язык со сверстниками? Как действовать родителям?
- Если есть дефект - надо заниматься - однозначно уверена Влада Тарасенко. - Дети после специального сада могут пойти в обычную школу. Или чуть позже - из спецшколы - в старшие классы обычной. Мы никогда не знаем, до какого уровня будет развиваться кора головного мозга. Иногда можно провести огромную коррекцию! Такой ребенок, видимо, будет иметь странный характер, но сможет учиться. Конечно, никто не видит, которых это требует усилий! У меня был случай, когда женщина родила на 26-й неделе слепую, глухую, немую и лежащую девочку. Это было просто растение. Все думали, что она скоро умрет. А сейчас девочка ходит в интернат! Я хочу всем родителям сказать: чудеса бывают! Только не игнорируйте даже небольшой дефект - иначе ребенок останавливается в развитии.
Чаще умственную отсталость влечет родовая травма или гипоксия плода (кислородная недостаточность во время беременности или родов), которая сегодня встречается едва ли не у каждого третьего ребенка. Если вы заметили, что ребенок не развивается по норме или запаздывает в развитии - уже нужно начинать работу со специалистами. Чаще дефектологи занимаются с детьми поздно - в 2 - 4 года. И это уже исправление психических недостатков. А чтобы знать причины их возникновения, невропатолог должен осматривать такого ребенка после рождения и наблюдать в динамике. Он также может назначить медикаменты, но все препараты будут неэффективны без упражнений на развитие психики. Ждать, пока ребенок вырастет, - нет смысла. Мама может заниматься уже с трехмесячным малышом. Выполнять элементарные упражнения: наблюдение за мамиными глазами, за движущимся объектом, за предметом, который исчезает. Такие задачи подскажет дефектолог.
То, что у современных украинских мам, как правило, не более одного - двух детей, не позволяет самостоятельно выявить нарушения. Маме не с кем сравнить ее малыша. Она просто видит: ребенок не разговаривает. Однако могут возникнуть различные нарушения: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика. Надо пройти с малышом много тестов, чтобы определить, какой это вид нарушения. Посмотреть, как он присоединяется к игре, помнит ли начало разговора, реагирует ли на слова. Некоторые мамы даже утверждают, что у их ребенка просто ... тяжелый характер и поэтому он плохо говорит, устраивает истерики и т.д.. Однако психологи уверяют: ребенок без умственных нарушений (даже если с ним совсем не говорят!) начнет развиваться сам: найдет игрушки, будет устраивать ролевые игры. А когда пойдет в садик - догонит других детей. А вот относительно проявлений «плохого» характера лучше проконсультироваться с врачом.
Comments