Как реагировать взрослым, когда их чада проявляют гнев или раздражение? Эта статья планировалась в помощь родителям и педагогам, которые страдают от проявлений «негативных» эмоций своих детей. Почему слово «негативные» в кавычках? Как же, спросите вы, ведь злость, ненависть, желание отомстить - это неправильные эмоции. И каждый из нас в той или иной степени испытывает их каждый день ...
Неужели все мы плохие люди? Тогда понятно, почему еще невинное «Ты злой» от трехлетнего ангелочка или уже жестче «Я тебя ненавижу» от пятнадцатилетнего подростка мы воспринимаем как укор родительским или воспитательским качествам «плохого» человека. Вместо того, чтобы обижаться на себя или ребенка, предлагаем прямо сейчас спросить самих себя: «Я счастлив?», «Я могу смеяться так громко, словно никто не слышит?», «Я могу позволить себе быть слабым и расплакаться, чтобы облегчить боль?». Если ответы отрицательные, можете подытожить: «Так же, как я сдерживаю злость, я сдерживаю и радость». Итак, это все-таки будет статья о воспитании, но начните его ... с себя.
Философ и психолог Лиз Бурбо говорит: «Если ребенку позволят быть собой, он будет вести себя естественно и никогда не создавать «стресса» для родителей. К сожалению, таких детей почти не бывает. Зато все они, как правило, переживают четыре этапа: познание радости быть самим собой, страдания от того, что собой быть нельзя, кризис или бунт, капитуляция и построение новой личности, удобной для взрослых». Так как в результате выглядит этот идеальный малыш?
Точно не идеального ребенка описывает Александр Лоуэн - создатель биоэнергетики (метода психотерапии, направленного на возвращение телу свободы и спонтанности движений). Во время путешествия по Японии он увидел, как маленькая девочка в течение нескольких минут кричала на свою маму и била ее при этом кулачками. Мама смотрела на все это совершенно спокойно, а когда ребенок устал кричать и бить, они вдвоем спокойно пошли дальше. Конечно, японцы позволяют малышам почти все. Однако такое поведение - это уже слишком, скажете вы. В нашей стране этот ребенок в лучшем случае получил бы пощечину. Сложившаяся годами система воспитания не позволяет ребенку разрядить свой гнев, чтобы не вызвать при этом еще больший гнев родителей. Разве такая ситуация нормальна?
- Реакция родителей на детскую агрессию должна отличиться и зависеть от возраста ребенка, - объясняет психотерапевт Ольга Камлык. - Но одно они должны осознать: он нуждается в том, чтобы выразить свои чувства! Когда ребенку категорически запрещают проговаривать «отрицательные» чувства, он думает, что не имеет права проявлять любые, в том числе и положительные. Родители должны понимать: перед ними не взрослый человек, который хамит и дерется, а существо, у которого к юношескому возрасту еще будет формироваться психика. Мамы и папы наоборот должны подать пример, как ему себя вести. Например, дети трех - пяти лет (так же как и подростки) часто говорят: «Я тебя ненавижу!». Взрослый должен объяснить сыну или дочери, что именно они в этот момент испытывают. Он может сказать: «Ты меня не ненавидишь, ты меня любишь». Ведь для близких трудно принять то, что ребенок может испытывать по отношению к ним ненависть или злобу. И здесь у малыша возникает противоречие: у меня есть такое чувство, а человек, которому я доверяю, говорит, что это не так! У ребенка начинает формироваться недоверие к собственным ощущениям.
Но взрослый может сказать: «Я понимаю, что ты на меня сердишься, - и сразу добавить, - я тоже на тебя иногда обижаюсь, но при этом всегда помню, что я тебя люблю /уважаю/ и ты меня любишь/ уважаешь». Взрослый подчеркивает, что ребенок имеет право чувствовать гнев, злость и даже ненависть по отношению к близким людям, но эти чувства эпизодические и неосновные. Если этот алгоритм не заложен с детства, во взрослом возрасте люди часто просто не знают, как примириться с людьми, которые тебя обидели. Нередки случаи, когда взрослые годы не разговаривали с близкими, потому что просто не знали, что им сказать.
Другая ситуация. В классе хамит и оскорбляет учительницу ученик. Что делает она? Правильно, посылает его к заучу, директору, пишет замечания родителям. А где же взаимодействие взрослый / ребенок? Ведь у учащихся тоже только формируются правила поведения. Если взрослый не несет ответственности, ребенок тоже не будет этого делать. Где корни такого поведения? - Ребенок ударился о стул. «Стул плохой!», - Объясняют родители. Формируя такой алгоритм, они позволяют малышу снять ответственность, - говорит Ольга Камлык. - Что будет, когда ребенок вырастет? Например, она не имеет друзей, не может найти себя в коллективе. Просто не умеет брать на себя ответственность, чтобы самому разобраться в отношениях со сверстниками. Как результат - переносит агрессию на родителей. Ребенок всегда ищет разрядку там, где будет меньше последствий. Если же наоборот дома его бить или оскорблять, он отыгрывается на одноклассниках - будет обижать меньших и более слабых. Это одна из причин задирости. Когда агрессия накапливается, она может вилиться в настоящий террор в классе.
Следовательно, объект агрессии в данном случае сместился. Много таких ситуаций описывает Александр Лоуэн. Его пациенты, которые не могли проявлять гнев или раздражение против обидчиков, часто обижались на самого психотерапевта. Неужели в этом виноват тот злосчастный стул? А родители могли бы просто безэмоционально сказать: «Будь осторожен, смотри, куда идешь». И ребенок понимает, что есть правила игры: если ты все делаешь правильно - с тобой ничего плохого не случится. Тогда во взрослом возрасте человек будет занимать активную позицию: «Я разберусь в отношениях с коллективом или найду другой».
Любая эмоция имеет на карте тела свои координаты и накопления невысказанных чувств можно увидеть даже по физическому состоянию и заболеваниям ребенка. «Внутренняя свобода проявляется в грациозных движениях тела, - говорит Александр Лоуэн. - Все это - свобода от вины, от стыда. У тех людей, которые подавляли гнев против родителей, как правило, напряженная нижняя часть спины. А верхняя округленная, будто вздыбленный загривок у собаки перед атакой. Хотя люди при этом утверждают, что они спокойны и ни на кого не злятся». - Да, определенные болезни действительно вызваны психологическими факторами, - утверждает Ольга Камлык. - Например, у ребенка - постоянные ангины. Это означает, что ему запрещают проявлять эмоции: «Не смей плакать, не смей кричать!». У малыша просто стоит невыплаканных ком в горле. Горло зажато, кровообращение в мышцах нарушен, ткани атрофируются, а впоследствии может развиться фиброз и кистоз, нарушится деятельность щитовидной железы. А в ответ на призыв «Не вертись, стой прямо!» Напрягаются мышцы спины и развивается остеохондроз. Также, если ребенку запрещать проявлять агрессию (особенно это касается детей), у него может возникнуть аутоагрессия. Он начинает сам себя бить, кусать ... Во взрослом возрасте у такого человека будет слишком развито чувство ответственности и стыда. Но он все равно будет недоволен собой и будет создавать такие условия, чтобы наказывать самого себя.
Агрессия неудобна только тем родителям, которые сами себе не дают на нее право. Если педагог или родитель позволит себе как любить, так и злиться на ребенка, он даст возможность проявлять эти чувства и ребенку. Малыш не может родителей любить все время, потому что они ограничивают его свободу, создают правила. Конечно, есть ограничения, связанные с элементарной техникой безопасности. Однако и родители, и педагоги часто встречают значительное сопротивление со стороны детей. Причина здесь одна - они боятся объяснять для чего созданы все эти правила. Если говорить это даже когда ребенок не спрашивает, у него исчезает чувство недоверия. Взрослые часто не делают этого, потому что просто не хотят напрягаться. А потом напрягаются втрое больше, преодолевая детское сопротивление и злость: почему мне сколько всего нельзя? Если сопротивление все-таки сломано и ваш малыш уже вырос ... Начальник на работе отдает ему распоряжение - он не понимает зачем, но идет его выполнять. Такие люди, как правило, глубоко ни удовлетворены своей работой. Они не понимают причин, а спросить не могут, потому что алгоритм не заложен с детства. И тогда начинают ненавидеть или себя, или начальство. Наши родители почему-то мечтают о комфортных, тихих и удобных детях, педагоги - о спокойных и послушных учениах. А потом из них вырастают удобные взрослые, глубоко несчастные в душе. Мы обещали советы по воспитанию. Что же, - читайте возрастную психологию! Изучайте подходы различных школ, чтобы подобрать удобный подход к ребенку, который позволит ему оставаться собой, а значит, счастливым.
Психотерапевт Ольга Камлык выделяет всего четыре причины, почему у ребенка проявляется дерзкое, наглое поведение:
1. Ребенку не хватает внимания. Не занимайтесь только собой, найдите время ежедневно поговорить с малышом! 2. Борьба за самоутверждение. Происходит как в возрасте двух - пяти лет, так и в подростковом. 3. Желание отомстить (родителям или педагогам). Возникает, когда отец / педагог нарушил связь доверия с ребенком, например, обговаривая поведение сына или дочери за их спиной. 4. Взрослые сомневаются в успехе - ребенок бунтует. У него есть желание обесценить того, кто сам его низко оценивает. Заметьте, если педагог демонстрирует веру в ребенка - он ??никогда не проявит агрессию или злость по отношению к нему. И только ученик переходит в разряд неудачников, как с ним сразу начинаются проблемы.
Вы обижены - ребенок мстит. Предлагаем всем взрослым, проследить, какую реакцию у них вызывает «отрицательное» поведение ребенка. Заметьте, вести себя дети в течение дня могут одинаково (бить по батарее, хамить и т.д.), а вот чувства у взрослых могут возникнуть различные. Ориентируясь на свои эмоции, можно определить, что именно в этот момент чувствует малыш.
Итак, вы чувствуете:
Раздражение - ребенок требует к себе внимания. Гнев - малыш противостоит тому, что делает или говорит взрослый. Обида - ребенок в этот момент за что-то мстит. Отчаяние - малыш чувствует свою несостоятельность, он растерян. Помните, взрослый будет переживать тем больше, чем сильнее эмоция ребенка.
Comments