zaikanie.jpg

Заикание - это нарушение плавности речи, связанное с мышечным напряжением в органах голосообразования и дыхания. Выделяют заикание невротическое и неврозоподобное. Первое связано с эмоциональным стрессом у детей с нестабильной психикой или просто очень уязвимых. Чаще всего возникает вследствие психотравмы. Пусковым механизмом может служить любой стресс: развод родителей, фильм ужасов, страшная собака, смена обстановки и даже переедание.
А вот неврозоподобное - это заикание на фоне проблем с нервной системой. Это может быть органическое поражение или даже малейшее нарушение функций мозга. Такое заикание часто сопровождается навязчивыми движениями, напряжением как органов артикуляции, так и мышц рук, шеи, диафрагмы.

Заикание вроде бы и не слишком распространенное нарушение речи, и в основном этот недостаток легко исправляет логопед. Так думают только те, кому не понять, как это оно: не иметь возможности сказать все, что хочешь, или подбирать «безопасные» слова, чтобы над тобой меньше смеялись другие дети или даже взрослые. Ведь нередки случаи, когда учителя передразнивают детей-заик, чтобы «помочь им решить проблему». Что это? Просто невежество или элементарное незнание механизмов, которые запускают процесс заикания?

Хотя это немного странно, но врачи до сих пор не выяснили причины появления этого «простого» недостатка. Версий множество ... Одни уверены, что дефект речи появляется только после испуга, другие винят во всем гиперактивность, наследственность и даже сверхтяжелые учебные программы. Попробуем разобраться, что именно из этого является правдой.

Большинство людей думают, что заикаться начинают, испугавшись чего-либо. Однако это лишь спусковой крючок механизма развития болезни, уверена детский логопед Ольга Демьяненко. Ведь все дети чего-то боятся, но не все начинают заикаться. Речь нарушается у тех, кто имеет лабильную (неустойчивую) психику.
- Если в семье заикался отец, это не означает, что болезнь эта передастся сыну, - объясняет Ольга Васильевна. - Просто унаследовал такой же тип нервной системы. А еще дети могут просто следовать тому из родственников, кто имеет нарушение речи. Но, к счастью, у детей это легко корректируется. И чем меньше период заикания, тем легче.
Такая проблема, как правило, может появиться от 2 до 5 лет. Именно в это время дети учатся формировать свои мысли в виде завершенных предложений. И не всем такая наука дается легко. Заикание, например, непосредственно связано с гиперактивностью. Ведь, кроме того, что малыш пытается сделать все как можно быстрее (в частности, и выразиться), он еще обычно старается и привлечь к себе внимание, от дефицита которого страдает. Ребенок не фиксирует внимание на предметах, и то же касается языка: здесь - сказала слово, а там - что-то отвлекло его внимание. Так и возникла остановка.

Недавно мне рассказали о воспитательном методе одной, скажем так, педагогини. По ее словам: «Был у меня очень непослушный мальчик, который все время говорил и вертелся на уроках. Я его все время игнорировала, а потом как стукну рукой о стол, как закричу: «Марш в угол!», - Он и не заметил, когда в том углу оказался». Коллеги такие методы воспитательницы не поддерживают, логически рассуждая, что так ребенка не трудно и к заиканию довести. Логопеды и психологи вносят уточнение: если ваш малыш уязвим, плаксивый, легко поддается чужому влиянию, к тому же мальчик, экспериментировать с повышением голоса не стоит. При чем тут пол ребенка, спросите вы?
- С девочками всегда проще, - утверждает психолог-дефектолог Власти Тарасенко, - поскольку женская психика способна самовосстанавливаться. Были случаи, когда и мама понимала, что неправильно с дочерью вела. И вместо того, чтобы кричать, начинала говорить с ребенком спокойно и даже занималась с ней, чтобы исправить произношение звуков. В результате девочка перестала заикаться. А мужская психика, наверное, раз в семь уязвимее женской. Поэтому наивысшая группа риска - это мальчики. Во-вторых, с ними труднее работать, поскольку для мужской психики свойственен механизм инверсии: ты ему говоришь - «да», он тебе - «нет», ты говоришь «не делай» - он делает. Для них не годятся методы давления, которые используют обычно логопеды. С ребятами надо сотрудничать. Здесь можно использовать игровую психотерапию.

Обычно родители сначала ведут сына к логопеду, поскольку проблема заикания якобы связана с речью. Но ребята могут быть агрессивно настроены против врачей, слишком закрыты. А вот психолог обнаруживает все детские проблемы во время игры.
- Самая распространенная - страх монстров, - делится опытом Влада Тарасенко. - Вместе с одним мальчиком мы постоянно с этими монстрами боролись. И совсем не боролись с заиканием! Зато представляли, что на нас монстры лезут, кричали, визжали. Якобы и стрессовая ситуация, но это игра, и ребенок со временем расслабляется. Она освобождается от давления взрослых, которые только и учат «говори правильно, дыши правильно, следи за собой». Это все ужасные вещи, которые ребенку говорить вообще нельзя! Если бы вам ежедневно сотни раз это повторяли, вы бы тоже ничего не хотели, кроме как где-то спрятаться.
Второй этап терапии - раскрытие ребенка в разговоре. Например, психолог с маленьким пациентом блуждают лесом и зовут кого-то, кто бы подсказал дорогу. Так, ребенок понимает, что языком можно пользоваться для достижения определенной цели. Ведь малыш уже знает, что говорит неправильно, потому стесняется это делать, не хочет огорчать родителей. А тут - хочешь заикайся, хочешь - нет, но надо спастись от монстров, найти дорогу. Итак, должен говорить!
Иногда необходимо поиграть в самовосхваления. Так, один мальчик лишился заикания уже после нескольких занятий с психологом. После игры, где он был героем, у которого брали интервью для газеты и снимали фильм для телевидения, он просто расцвел. Ведь, приобретая в игровой ситуации какого-то опыта, ребенок становится смелее, ей есть что предложить в общении со сверстниками: я что-то могу, я чего-то стою! Если заикание не проходит после занятий с психологом, это в любом случае значительно упрощает работу логопеда. Ребенок уже может сказать врачу, что ему не нравится, чего не хочет делать.

- Иногда заикание наступает и без психотравмы, - рассказывает логопед Ольга Демьяненко. - Ребенка любят и поэтому перегружают информацией, пусть даже полезной. Вчера была на приеме девочка Таня. Просто красавица, четыре года, хорошо развиты интеллект и речь - все в соответствии с возрастом. Но ... очень тяжелая форма заикания. Как выяснилось, ребенок ходит в детский сад с изучением двух иностранных языков, посещает развивающие занятия. В выходные - музеи, выставки, театры. Вот нервная система и не выдержала. И теперь Таня не может сказать ни слова.
Не совсем согласна с первопричиной заикания в этом случае психолог Влада Тарасенко. Ведь если психика у ребенка здоровая, при перегрузке она обладает замечательной способностью просто ... отпираться, перекрывая дальнейший доступ информации. На первом приеме психолог сразу обращает внимание на личность ребенка. Обычно кандидатами в заикающегося являются вредины, робкие и закрытые малыши, которые легко поддаются манипуляциям. Следовательно, и Таня, скорее всего, принадлежала к таким детям. Если на фоне нервной астении добавить стрессовый фактор (например - мама отругала за разбитую чашку), у ребенка может начаться логоневроз (в просторечии - заикание).
Однако внимание: в этом случае болезни можно избежать! Если ребенок, который уже говорил, резко замолкает где-то на сутки - на это нужно вовремя обратить внимание, выяснить, почему так произошло, и быстро устранить стрессовые факторы, которые привели к проблеме. Если выхватить начало заболевания и обратиться к психологу, который даст упражнения на развитие уверенности в себе, достаточно одного - двух занятий, чтобы предотвратить дальнейшее развитие заикания.

Можно условно выделить семь этапов работы логопеда на пути к плавному произнесения звуков ребенком:
1.Упражнения на релаксацию - расслабление всего тела и органов артикуляции.
2.Дыхательные упражнения, направленные на то, чтобы научить ребенка плавному, длинному выдоху.
3.Артикуляционные упражнения - чтобы ребенок «чувствовал» органы голосообразования.
4.Голосовые упражнения - пропевания гласных (тихо и громко, на высоких и низких тонах).
5.Упражнения на развитие чувства ритма (ведь заикание - это фактически и есть нарушение темпа и ритма).
6.Разговорные упражнения: ребенок повторяет предложение сначала вместе с логопедом, затем самостоятельно, изучает стихи (это хорошо развивает ритм).
7.Использование эффекта так называемой последней фразы - ребенок должен составить рассказ по картинке, без запинки.

Любопытные факты:
• Заикание наблюдается у 3 - 4% детей, и 1 - 2% у взрослых.
• Мужчины страдают от заикания почти в четыре раза чаще, чем женщины.
• Среди известных людей также были заики: греческий оратор Демосфен, драматург Мольер, классик английской литературы Чарльз Диккенс и даже красавица всех времен Мэрилин Монро.
• Есть Международная ассоциация заикания, которая приняла Билль (устав) о правах и обязанностях заикающихся.
• Заикам трудно не только говорить - диктанты им также не даются ...

По материалам газеты «Образование Украины»

Добавить комментарий
  • Комментарии не найдены
  • Prev
  • Наши партнеры
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Olive Sienna Teal Dark_blue
Background Color
Text Color
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction
Scroll to top