alalia.jpg

Часто родители уверены, что малыш просто рассеянный или медленно розвивается. И ждут, что с языком придет и понимание. Ожидание в данном случае - самое страшное, потому что вероятно, что у вашего малыша алалия.

Алалия - это отсутствие или недоразвитость у детей речи при условии нормального умственного развития и хорошего слуха. «Чистые» алалики - у них нет никаких других диагнозов - встречаются очень редко. Сегодня алалия зачастую накладывается на другие заболевания аутичного (от слова «аутист») спектра (например, психические болезни, для которых характерны проблемы в общении). В большинстве случаев на алалией болеют мальчики.
Болезнь вызывают поражения областей головного мозга при родах и травмы, перенесенные ребенком в доразговорный период жизни. Эти области в мозге - Брока и Вернике - молодые языковые центры, которые легко разрушаются даже при временной гипоксии (кислородном голодании). Нарушения в сенсорном центре Вернике приводят к так называемой словесной или фонемной глухоте. Это сенсорная алалия. Ребенок не может говорить, ибо слышит звуки языка как шум, не различает фонемы и отдельные буквы. Моторная алалия (из-за нарушения в центре Брока) - несколько легче. Малыш слышит слова, понимает их (при слове «подушка» мысленно видит ее), но сказать не может. Моторную алалию часто путают с недоразвитием речи или интеллекта. Больные алалией могут никогда не заговорить без помощи логопеда.

Какие родители не гордятся тем, что любимое чадо рано начало говорить? Первое «мама» ждут даже больше, чем первого шага или самостоятельного похода на горшок. Ведь это означает, что ребенок вас понимает и уже стремится общаться. Однако в компании счастливых мам, хвастающихся пополнением словарного запаса своих малышей, все чаще можно услышать печальное: «А нам уже 4. И до сих пор ни слова ... ». Как правило, такую ??маму спешат успокоить: ведь малыш активен и хорошо играет, а то, что не говорит - не страшно! Впоследствии так щебетать будет!

Если ребенок может выполнять большинство упражнений, предлагаемых для его возраста, и не имеет проблем со слухом, невропатолог и логопед чаще уверены: выговорится! И посоветуют просто ждать ... Но есть определенные симптомы, на которые родителям стоит обратить внимание, чтобы заподозрить определенный диагноз. Например, малыш не понимает простых словесных инструкций. Он может сделать то, что от него требуют, только если догадается. Часто родители уверены, что их кроха просто невнимателен или развивается медленными темпами. И ждут, что вместе с языком придет понимание. Ожидание в данном случае - самое страшное, поскольку, вероятно, у вашего малыша болезнь - алалия. Чем младше ребенок - тем эффективнее будет коррекционная работа. Если начинать в пять - шесть лет, алаликив почти невозможно спасти! Ребенок может так и не научиться говорить, а в худшем случае (сенсорная алалия) не различать звуков речи и фактически останется глухой ...

...Марийка в три с половиной лет имеет страшный диагноз - умственная отсталость. Она все время кричит, без особых на то причин падает и бьется головой об пол. Родители в отчаянии - с малышом никуда нельзя уйти; Марийку раздражает все, что она видит.
- Я сразу поняла, что у ребенка серьезный стресс, - объясняет поведение девочки психолог-дефектолог Власти Тарасенко. - Она так много хотела рассказать, но не могла! И никто не понимал, что Маричка просто страдает от того, что не может поделиться своими радостями или печалями. За 2 - 3 месяца занятий ребенок стал спокойнее, начала понимать обращенную к нему речь. За полгода повторяла за мной звуки. Обычно, я предлагаю детям картинку и произношу слово. Но с Марией мы начали из звуков, потому что она просто разрывала картинки - не понимала, что ей предлагают общаться. Впоследствии Маруська даже пошла в садик и диагноз «задержка в развитии» был снят.

...Сашу в садике ласково называют «Наш маленький грузин!». А все потому, что у парня есть «мой ложка», «мой мама» и «мой кровать». Но даже такое вещание уже неплохо! Для алаликив очень трудно определиться с такими понятиями, как род, число, падежи. И это еще ничего по сравнению с предлогами! Мама может многократно повторять упражнение, сжимая предмет «в» руке и показывая его «на» ладони, прежде чем парень поймет, как правильно.
Часто родители просто «втискивают» в ребенка много информации, что должно якобы помочь ему воспринимать и понимать речь. Этого делать нельзя ни в коем случае! Сегодня алалия часто идет «в паре» с задержкой психического развития, у многих маленьких пациентов отсутствует память на слова. То есть, между произнесением слова «машина» и ее изображением они не могут установить связь. Чтобы это исправить, с алаликами ежедневно нужно заниматься по несколько часов. Но не пытаться запихнуть в них кучу слов или даже предложений, а просто постоянно комментировать все действия и предметы: «я и ты», «будем одеваться, гулять, кушать» ...

Не все развивающие упражнения - полезные. У Гоши - очень оживленного малыша - проблемы с языком. В три года он уже играет на компьютере, знает, как пользоваться пультами. Но это работает его конструктивный интеллект. И Гошиной маме было очень трудно доказать, что ее ребенок на самом деле деградирует! Сохраненые функции коры головного мозга начали активно развиваться, чтобы компенсировать отсутствие речи. Да, это ужасно заставить маму не радоваться тому, что ребенок что-то делает хорошо. Но необходимо развивать то, что у него получается плохо! После выполнения правильных упражнений Гоша начал понимать язык, с ним наладилось общение.
- У этих детей конструктивный интеллект берет на себя функции вербального, - объясняет логопед. - Конечно, бывает, что 1,5 - 2 года работаешь с ребенком, а он даже не начинает разговаривать. Однако это не означает, что у него нет так называемой внутренней речи. Если малыш понимает все, что ему говоришь, - это уже большой прогресс.

...У Миши - алалия, однако его мама долго не хотела соглашаться с диагнозом. Влада Тарасенко рассказывает, как, ожидая приема, мама все время читала двухлетнем мальчику сказки - с интонацией, с придаточными предложениями! И наконец ребенок вообще перестал что-либо понимать. Только тогда его родные смирились с диагнозом, и началась другая работа ...
Родителям нужно произносить меньше слов, не говорить с алаликом эмоционально. Ведь интонацию ребенок воспринимает, а слова - не понимает. По интонационное восприятие отвечает правое полушарие, и поэтому алалики часто все понимают и без словесной составляющей сказанного. А на занятиях - хитрят: они лучше воспринимают интонации, чем другие дети, и могут угадать ответ только по вопросу. Алалики также очень наблюдательны. Часто смотрят не на карточки, а на руки и преждевременно отвечают на еще не заданный вопрос. А когда немножко по-другому его сформулировать - сразу «плавают». Показываешь картинку с мальчиком и спрашиваешь: «Кто это?» - Малыш указывает на себя. А спросишь: «Что мальчик держит в руке?» - Снова покажет на себя. Такого ребенка нужно научить опираться на язык вместо жестов и движений.

...Никита уже почти ориентируется в роде и числах, хотя знает, что мама - это она, а кот у тети Люси - это действительно коты, потому что их двое. Теперь наступает очередь прилагательных. Нам кажется, что здесь нет ничего сложного. Но качества для различных предметов - всегда одинаковы. Только представьте, как объяснить, что большим может быть и дом, и яблоко? Здесь Никите помогают, используя ролевые игры.
Однако сложное для них - это все-таки абстрактные понятия. «Дружить», «грустно», «обиделся», «больно» - основных не очень много, однако, чтобы усвоить их, потребуется не одна ролевая игра. И все они должны быть разные по содержанию, чтобы у ребенка сформировался личный взгляд на ситуацию. Чтобы объяснить, что мешать могут резинка в штанах, ветер и кошка - нужно опереться на личные понятия малыша. Так, уже в три годика ребенок имеет за плечами опыт дружбы и разочарований! Поэтому на самом деле алалик - это совсем не безнадежный диагноз. Он может научиться читать и считать, понимать символы и явления природы, так как способен, как и все мы, воспринимать окружающий мир целостно. Надо только объяснить отдельные кусочки мозаики под названием «жизнь».

Во всем мире с алаликами работают по одной методике: реальный предмет, карточка с его изображением и написанное слово. Некоторые дети не воспринимают карточки, потому что привыкли видеть реальные предметы. Но для малышей 3 - 4 лет даже лучше сначала писать слово, потом его произносить, чтобы помочь пониманию. Опираясь на символы. Вполне вероятно, что в таком случае алалики ранее научатся читать, чем разговаривать. Однако это поможет им развить речь. Карточки с рисунками желательно разместить там, где ребенок играет или спит. Работать с малышом нужно по категориям: одежда, посуда, транспорт - чтобы предметы сразу отсортировывались в воображении. Лучше начинать с бытовых предметов, вещей, которыми ребенок в данный момент заинтересован. Смысл такой работы в том, что малыш, отвечая на ваш вопрос, мысленно разлагает его на картинки. Затем мысленно называет картинки словами. Стадия довербального языка может длиться до двух лет. И только потом он скажет первое слово ...

По материалам газеты «Образование Украины»

Добавить комментарий
  • Комментарии не найдены
  • Prev
  • Наши партнеры
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Olive Sienna Teal Dark_blue
Background Color
Text Color
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction
Scroll to top