Аутизм - это комплекс психических нарушений. Некоторые из них можно определить сразу после рождения: когда малыш избегает контакта глазами, не реагирует, если его берут на руки.

Людмила Литвин, главный внештатный детский психиатр Киева, не отрицает, что в Украине растет количество детей с аутизмом. Такую же тенденцию наблюдают во всем мире. И ученые, и медики сегодня активно дискутируют относительно того, является аутизм наследственной болезнью, или его вызывают вакцины с содержанием ртути, или экология. По результатам исследований, аутизм - это, прежде всего, нарушение обмена веществ. У аутистов белки казеина и глютена (они есть в молочных продуктах и пшенице, ржи, ячмене и овсе) не расщепляются в желудке и, попадая в кишечник, разрушают его стенки. В результате - интоксикация вызывает изменения мозга.

Когда мы писали о детях с синдромом Дауна, так естественно было называть их солнечными детьми. Ведь каждый такой ребенок напоминает маленькое солнышко, что дарит нам радость. Однако есть те, которых, по аналогии с героем известного фильма, называют «люди дождя». Действительно ли мир детей-аутистов такой мрачный, что туда не пробиться солнечным лучам? Говорят, они замкнуты в себе и нелюдимы. Но, когда переступаешь порог «Школы - Жизнь» - заведения семейного типа для детей-аутистов - слышишь детский смех и видишь приветливые улыбки. Какие эти дети на самом деле?

«Школа - Жизнь» - уникальна тем, что здесь никому не отказывают. Профиль учреждения - аутизм, но, если есть свободные места, сюда берут с различными диагнозами. Распределение не по классам, а по группам: дошкольным (2,5 - 6 лет), школьной (6 - 14), подростковой (14 - 18) и старше. Последняя - для взрослых «детей», которые остались зависимыми от родителей или опекунов. «Школа - Жизнь» оправдывает свое название и тем, что здесь учат не только письму и математики. Здесь учат жить. И - прививают все возможные навыки, которые помогут не зависеть от других. Кроме групповых занятий, они работают индивидуально у логопедов-дефектологов, психологов, музыкальных и трудовых терапевтов, занимающихся лечебной физкультурой, ездят на иппо-и дельфинотерапии. Одним словом, для них здесь делают все возможное ...

В «Школе - Жизнь» не выдают свидетельства о ее окончании. Хотя уже 65 малышей прошли ее и ... нацелились дальше. После коррекционного обучения в этом заведении мальчиков и девочек направляют в обычные детские сады, школы-интернаты с облегченными программами или и обычные школы. А некоторые учатся в колледже! Но родители и дети-выпускники редко признаются, что были в этом заведении. Возможно, сейчас действительно функцию такой школы может выполнить общеобразовательная?
- Всем этим детям нужно коррекционное образование. Его как раз и не может обеспечить государство, - с сожалением констатирует психолог «Школы - Жизнь» Надежда Грицюк. - Знаем детей-аутистов, которые пошли в обычные школы. Но там учителя не смогли им обеспечить индивидуальный подход.

Уже 18 лет существует «Школа - Жизнь», и все это время ее активно поддерживают зарубежные организации. Здесь учатся по английским, немецким и американским программам, адаптируя их под наши реалии. Например, специалисты Института исследования аутизма в Сан-Диего предоставили диагностические карты с более чем сотней вопросов, по ответам на которые в институте помогли установить, у детей like autism (то, что похоже на аутизм) или сlassic autism (классический аутизм), или просто симптомы, которые можно вылечить коррекционным обучением.
- Мне очень понравилось, как делают в Германии, - объясняет основатель и директор «Школы - Жизнь» Мария Щибрик. - У них в саду на группу из 15 человек принимают десять здоровых детей, а пять - с отклонениями: аутизмом, церебральным параличом, синдромом Дауна. И здоровый ребенок спрашивает воспитательницу: «Почему этот малыш еще в памперсе?». Та отвечает: «Он не может сказать, что хочет в туалет. А ты идешь туда - и возьми с собой». Польза не только для больных, но и для здоровых детей - так они учатся милосердию.
По мировым методикам группу из девяти детей должны вести трое взрослых: учитель и двое ассистентов. Этом соблюдаются в школе. Психологи помогают изменить модель поведения «когда мне дают, что хочу, - я доволен, нет - начинаю кричать». Показывают другие варианты: может быть «мама хочет» или «так сделать лучше». Ты не можешь сказать ребенку-аутисту просто «нет», а должен чем-то аргументировать, предложить альтернативу. Дефектологи также доказали, что в присутствии родителей уровень коррекционной работы гораздо выше. Мама не подчиняется желанию ребенка, а руководствуется методикой. Поэтому рядом с детьми в «Школе - Жизнь» учатся мамы, бабушки, а одному мальчику помогает старший брат.

Аутистам командный тон не подходит - их нужно учить. В «Школе - Жизнь» придерживаются бихевиорального подхода. Если ребенок, вместо того чтобы выполнить упражнение на звуковую имитацию - повторить стук по кастрюле (по немецкой методике), переворачивает ее и начинает искать пищу, то малышу просто нужно предложить вместо кастрюли барабан. Не наказывать за неправильное поведение, а стимулировать правильное! Если ребенок бьет кого-то - нужно показать, что по барабану на уроках музыки бить можно, а вот маму - не нужно, ее нужно обнять, поцеловать. Вообще, музыкотерапия для аутистов - это важная часть коррекции. Благодаря музыкотерапевту Галине Коновал некоторые дети раньше начинают напевать мелодии, чем говорить.
... Индивидуальное занятие у логопеда-дефектолога. Людмила Кужель помогает маленькому Денису писать. Собственно, пока четко говорит и выводит буквы рукой мальчика, держа ее своей ... Денис еще может научиться писать сам, хотя говорит очень плохо. Однако в «Школе - Жизнь» живут и работают не оптимисты, а люди, которые верят ... и чудеса случаются! Один воспитанник научился говорить только в 10 лет. А смог бы он, если бы родители и воспитатели опустили руки? Даже если ребенок не говорит, но может писать, общаться жестами, его возьмут на обучение в интернат и помогут с использованием методик альтернативной коммуникации.

На занятии у логопеда-дефектолога Людмилы Радковской Оля старается завязать узелок. Ей не удается ... Переходят к другому упражнению. - Мы работаем с привлечением максимального количества анализаторов, - объясняет Людмила Николаевна. - На то, что есть - опираемся, чего нет - формируем. Видите, Олечка очень волнуется, чтобы все получилось.
Малыши-аутисты не терпят сломанных игрушек, некрасивую одежду, не могут слушать ненастроенные пианино ... Такие уже их особенности. Но то, что каждый малыш-аутист имеет какой-то особый внутренний мир и замыкается в нем - миф, считает завуч и социальный педагог «Школы - Жизнь» Ольга Овдиевич: - Внутренний мир есть у каждого человека. От нас аутисты отличаются восприятием. Кому-то нравится громкая музыка, кому-то - нет. Большинство аутистов - гиперчувствительные и не воспринимают шума. Ольга Овдиевич много работает с родителями. Им нужно показать, что дети-аутисты могут быть любящими. Часто папа и мама не чувствуют отдачи малыша, отказываются от него, в результате распадается семья ... В «Школу - Жизнь» родители приходят, потому что перед своими детьми они стали беспомощными.

- Любовь - это глагол, а не существительное, - говорит Мария Щибрик. - Чтобы чего-то добиться - нужно действовать. Чтобы помочь таким детям, мы сами ищем поддержку отовсюду. Государство предоставило нам помещение в одном из детских садов и освободило от платы за аренду и коммунальные услуги. Наша мечта - построить Дом семейного типа за городом для наших взрослых «детей». Мы собираем деньги на благотворительных аукционах. Нам есть ради кого работать. Вот недавно консультировалась у нас девочка Аленка. Ей 5 лет и она не говорит, но научилась выкладывать из букв слова. Однажды она заплакала, а мама спросила, почему? Она преподает: «Болит душа». Понимаете? ...

Среди аутистов много индивидов с чрезвычайными способностями к музыке, математике или литературе. Таких интеллектуалов, у которых мозг не обрабатывает информацию в левом или правом полушарии, а действует как единое целое, называют Савант. Самый известный среди них - это, пожалуй, Ким Пик, который произвел такое сильное впечатление на сценариста Барри Морроу, что тот сделал его прототипом главного героя оскароносного фильма «Человек дождя». Ким научился ходить в четыре, но уже в полтора года запоминал содержание всех книг, которые читали ему родители. Впоследствии он выучил наизусть 10000 книг, календарь за 2000 лет, все известные исторические даты, названия всех дорог США и Канады. Однажды он изучил телефонный справочник Солт-Лейк-Сити на 1,5 миллиона человек, просто полистав страницы!

По материалам газеты «Образование Украины»

Добавить комментарий
  • Комментарии не найдены
  • Prev
  • Наши партнеры
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Olive Sienna Teal Dark_blue
Background Color
Text Color
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction
Scroll to top