tsentr soznanie

Профессионалы выносят вердикт: отставание в развитии ребенка. А вот родители уже объяснят, что скрывается за этими словами: бесконечные истерики, неспособность научиться говорить, одеваться, есть. Наконец, невозможность наладить с ребенком любой контакт.

Все эти проявления асоциального поведения характерны для ребят с различными психоневрологическими проблемами. Объединяют их только бессонные родительские ночи и бесконечные мамины слезы. Поскольку большинство коррекционных педагогов убеждает: вашего ребенка ничему не научить. Однако некоторые считают иначе.

В Центре лечебной педагогики «Сознание» специализируются именно на тяжелых патологиях, связанных с нарушениях эмоционально-волевой сферы и речи. На «легкую» клинику время стараются не тратить. Ведь, к сожалению, с каждым днем количество «тяжелых» детей растет. - Радость нашей работы именно в том, что все дети становятся на уровень выше в развитии, чем они были в начале занятий, - рассказывает директор центра Елена Яковенко. - Помогаем корректировать поведение, обучаем говорить. Даже тяжелую патологию мы вытягиваем в пограничную норму. А у нас есть очень сложные пациенты ...

Стасик был как раз таким. Он ворвался в комнату, сразу вцепился в педагога, поцарапал его, бросался на всех. У него была тяжелая форма аутизма. Жизнь таких детей предопределена. Мальчик должен всегда сидеть где-то в закрытом помещении. В обучении Стасику отказали, мол, не поддается. И действительно, о какой учебе может идти речь, когда ребенок ни минуты не сидел на месте, не шел на контакт и даже не разговаривал? Вы можете посмотреть на Стасика теперь - это совсем другой малыш. На уроке у педагога центра сидит спокойный, задумчивый мальчик и складывает кубики. Не все становятся ровно. Но ему все равно хватает терпения выполнить упражнение до конца.

- Никакого секрета в таком поведении мальчика нет, - объясняет Елена Яковенко. Но за этим - колоссальная работа коррекционных педагогов и родителей. Сначала ребенку нужно объяснить, что новое для него место - это безопасная зона. Из-за неправильного формирования эмоционально-волевой сферы у аутиста искаженное мировосприятие. Следовательно, и контакты с людьми не складываются. Стасик просто защищается от всех и всего боится. Когда ребенок осознает, что он - в полной безопасности, начинается второй этап работы коррекционных педагогов. Это формирование поведения и вызов речи. Ведь часто родители, не понимая сына или дочь, просто позволяют им делать все, что заблагорассудится. Глухие дети развиваются примерно так же: они кричат, пищат, в общем агрессивные и якобы даже асоциальные. Аутичный ребенок - это вдвое сложнее. Он очень нервничает, потому что не может рассказать о своих потребностях, а «недогадливые» взрослые его не понимают.

Педагоги делают первые шаги в овладении ребенком речи, закреплении определенной модели поведения. А родителями дают инструкции: это мы уже сказали, а вы теперь нарабатывайте навык, такое поведение - поддерживайте. Стасик уже сейчас занимается с арт-терапевтом и логопедом. Слова пока не произносит, а слоги - уже может. Ему самому очень нравится говорить. Заслушивается первыми произнесенными звуками ... К счастью, несмотря на то, что он пока не может выразить свои мысли, интеллект у Стасика сохранен. И при правильном подходе - он все больше проявляется. Хотя речь полностью разовьется, возможно, через год или два ...

- Сегодня едва ли не самая большая проблема детей - это именно речь, - рассказывает Елена Яковенко. - Но большинство детей с проблемами центральной нервной системы отстают в развитии. И именно это отставание на полтора - два года по сравнению с нормой - наш тайм-аут. За это время специалисты должны сделать все возможное. Правда, практика показывает, что наши нормы и представления о том, как должна развиваться интеллектуально-языковая сфера ребенка, и действительно немного устарели ... Примером того, что можно научиться разговаривать и в весьма почтенном возрасте, является реабилитация после инсультов. Некоторые скажут: так человек уже умел! Это не совсем правильно. На самом деле часть мозга, отвечающая за речь, была некоторое время полностью «выключена». Эти люди благодаря колоссальным усилиям способны восстановить свою языковую способность. А что уж говорить о детях?
- И я знаю из практики, - продолжает Елена Степановна, - что и в 16 лет можно научить разговаривать. До 12 лет наш мозг - очень «пластический». Возможности его до конца не изучены. Однако здесь надо сделать некоторые уточнения. Даже если ребенка привели к специалисту поздно - лет в восемь - это не значит, что для него все потеряно. Специалист по коррекционной педагогике может быстро определить, сохранился ли интеллект у подростка. Он просто «консервируется», через сложное поведение своего малыша родители не знали, как к нему подступиться. Однако ребенок понимал, что вокруг него происходило, следовательно, у него есть шанс заговорить.

Другое дело: ребенок до восьми лет не говорил и не понимал, когда к нему обращались. Тогда это-сложная задержка развития. Если такое положение наблюдается в 11 - 12 лет - интеллект в некоторой степени утрачен. Эти дети похожи на тех, у кого синдром Маугли: уже не смогут полноценно говорить и вообще воспринимать все, как другие люди.

Андрей пришел в центр, когда ему было четыре года. В памперсе и с соской ... Контактировать отказывался, вел себя абсолютно неуправляемо. Сначала только кричал и бегал по комнате. За два года специалистам удалось почти невозможное: мальчик начал говорить и ... моментально сам научился читать. И преодолевал не отдельные слова, а сразу целые страницы. Затем Андрюша быстро выучил цифры, ноты - выяснилось, что у него абсолютный слух. Причем Елена Яковенко не выделяет мальчика как абсолютного гения. Она наоборот утверждает: дети из Центра лечебной педагогики - почти все такие ... И просит родителей не форсировать развитие интеллекта Андрея.

Получается, что дети со сверхсложной патологией - потенциальные гении? И почему их нужно приостанавливать на пути развития?
- Я считаю, - комментирует директор центра, - что у детей, которыми мы занимаемся, так называемое туннельное восприятие предметов и процессов. Нам с вами, чтобы углубиться в какую-то тему, надо «выключить» много других мыслей. А этих детей ничто не отвлекает. Однако самое основное - это напряженная работа мозговых клеток. Они колоссально напряжены. Вот родители способных детей хвастаются: у нас сын сам научился читать, на компьютере играет, а ему - только два годика! Я объясняю иначе: вы включили дома все электроприборы сразу, и как работает счетчик? Вот так работает мозг у вашего ребенка. Это просто истощения. Родители тогда спрашивают: почему мы должны сдерживать гениальность? А вы покажите хоть одного ученого, который бы в 12 лет окончил школу, в 17 - университет и теперь известен на весь мир. Все должно быть своевременно и гениальность, как ни странно, тоже ...

Большинство современных детей действительно можно научить читать в два года. Вот почему сейчас нормально воспринимается образование с шести, изучение иностранного - с трех лет, компьютер - еще раньше. Кроме того, дети такие развитые, потому что на них со всех сторон давит избыток информации. А это еще больше истощает нервную систему.

Олег - пример того, как родители могут переусердствовать с обучением. Диагноз «аутизм» ему поставили в два года. Мальчик был неуправляемым, даже немного буйным. Родители жаловались: наш сын такой гиперактивный! Однако одного взгляда специалиста было достаточно, чтобы снять родительский «диагноз». Ведь это можно определить даже по телосложению. Олег - имеет «широкую» кость и несколько округлые формы. Людям с таким типом фигуры сама природа предназначила быть уравновешенными, контактными и спокойными. В отличие от стройных и высоких астеников, обладающих гиперактивностью. Откуда это все у Олега? Ведь до двух лет он даже разговаривал ... Ответ и здесь подсказали родители. Выяснилось, что мальчик начал говорить в два ... месяца. Мама начинает стихотворение Агнии Барто: "Наша Таня громко ...» А Олег продолжает - хнычет, что «Таня плачет». Это называется «принять участие в рифме» и является одной из методик раннего развития, которые используют нейролингвистическое приемы, жестикуляцию, картинки и вроде развивают мозг. А на самом деле разрушают детскую нервную систему.
Теперь Олег уже учится в школе. Это очень уравновешенный, немного ленивый мальчик, любит посидеть, почитать ... Однако, несмотря на модные тенденции среди родителей, он не последняя жертва несбалансированных программ раннего развития. Специалисты центра в работе используют золотое правило - меньше текста при общении с ребенком и обучении. Осталось объяснить это мамам, которые читают малышам в колыбели сказки Пушкина или стишки Барто с надеждой привить поэтический талант с пеленок.

На что обратить внимание? Основная подсказка специалистов для родителей, которые хотят убедиться, что их ребенок нормально развивается - все психоциальные процессы должны более или менее соответствовать возрасту. А это значит, что например в три - четыре месяца должна быть адекватная реакция на близких: улыбка, агуканье поворотом головы на обращения, впоследствии лепет. Если что-то начинается поздно - на это надо обратить внимание, рано - тоже не очень хорошо! Не впадать в панику, но проконсультироваться с врачом стоит, когда у ребенка есть клинические проявления слабости нервной системы: повышенная плаксивость, плохой сон, капризы. Или ребенок может быть очень «крученым» - вылезает с пеленок, пугается всего. Это все проявления гипертонуса. Чтобы определить их, не надо ждать того, когда ребенок начнет ходить и делать это на цыпочках.
И самое важное - родители обязательно должны создавать вокруг малыша благоприятную обстановку. Это даже не означает отсутствие компьютера и телевизора. Все просто: разговор мамы с ребенком, чтение интересной книги по возрасту, общение с домашним животным и веселая прогулка с ним. Благодаря такому мудрому подходу родителей со многих детей удалось снять сверхсложные диагнозы. Так, может, не стоит способствовать их постановке?

По материалам газеты «Образование Украины»

Add comment
  • No comments found

Мужское здоровье

Здоровье ребенка

  • Prev
  • Наши партнеры
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Olive Sienna Teal Dark_blue
Background Color
Text Color
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction
Scroll to top