Ребенок в шесть лет не должен уметь читать и писать, но зная и правильно произнося все звуки, он легко этому научится. Рассматривая тему подготовки к школе, мы сосредоточимся на фонематической готовности будущего первоклассника.
И родителям, и воспитателям детских садов следовало бы обратить внимание на речь пятилетнего малыша, проверить, произносит он все звуки. Однако, как показывает практика, люди из близкого окружения ребенка часто не могут объективно оценить развитость его артикуляционного аппарата. А речь - чрезвычайно важный показатель развития, и в первом классе большинство общения учителя и ученика происходит в устной форме. О готовности ребенка выражать свое мнение и воспринимать информацию нам рассказывает логопед и детский психолог киевской специальной школы-интерната № 15 для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами Елена Белокур. Елена Ивановна считает, что в целом подготовка к школе должна начинаться чуть раньше, чем это принято.
- Почему-то считается, что ребенка в школу нужно готовить в пять - пять с половиной лет, - говорит Елена Белокур. - Некоторые мамы заявляют: «Ребенку надо дать детство, поэтому я его не трогаю. Пусть играет». В результате родители часто теряют период развития от трех до шести лет. Я пришла к выводу, что ребенок должен развиваться постепенно, рационально усваивая тот объем информации, который он получает через картинки, пазлы, мультики, игры и беседы с родителями. Таким образом подготовку к школе можно начинать с трех лет, ненавязчиво объясняя малышу, что есть время, когда нужно немного посидеть спокойно, выслушать маму или воспитателя и выполнить какое-то задание. Сегодня время гиперактивных детей. Мамы жалуются, что не могут уговорить сына или дочь даже пять минут посидеть спокойно. А для этого есть очень простое упражнение. Мы ставим перед малышом часы и, например, говорим: «Вот этот промежуток времени ты не бегаешь, не играешь, а просто рисуешь яблочко». Время «урока» можно увеличивать с пяти минут до десяти-пятнадцати. Это будет воспитывать у детей концентрацию, а ее надо развивать ранее, чем учиться писать палочки. Программа в школе для детей нелегкая, и если они не привыкнут получать ежедневно новую информацию, в первом классе это повлечет значительные проблемы.
Всех без исключения родителей интересует, как долго ребенок может неправильно произносить звуки? В пределах нормы неправильное произношение может сохраняться два, три, даже четыре года. Затем необходимо обратиться к специалисту и откорректировать речь. И вот ребенок идет в первый класс - произношение правильное, но на подсознании речевой центр продолжает диктовать звук «л» вместо «р», что отражается на письме. Это не характерно абсолютно для всех детей. Однако, чем раньше родители обратились бы к специалисту, тем меньше у вашего школьника было бы проблем с обучением. Конечно, ребенок имеет определенные периоды физического развития, которые касаются и артикуляционного аппарата. Почему малыш в полтора года говорит неправильно? Потому что движения артикуляционного аппарата еще дифференцированы, язычок движется неточно. Этот период развития - становление артикуляционного аппарата - продолжается до 4,5 лет. Если и в этом возрасте ребенок не произносит какие-то звуки, возможно, это небольшой парез (ослабление произвольных движений) язычка, который с помощью логопедического массажа легко исправляется. - Это все - границы нормы, - предостерегает логопед. - А первое, что я спрашиваю у родителей на консультации: «Как ребенок говорил полгода назад, есть ли прогресс?». Если прогресса нет, у ребенка уже серьезные проблемы.
Многие родители считают: ребенок выговорится. И это правда, но ... в 50 процентах случаев, предупреждает логопед. Более того, когда еще не было такой профессии, наш мудрый народ придумал способ исправлять произношение. Это, конечно, сказки: «Колобок-колобок, я тебя съем, - говорит волк. Колобок-колобок, я тебя съем, - говорит лисичка ... ». Повторяя эти рефрены сотни раз, ребенок в конце концов скажет правильно. Но родителям (а иногда и воспитателям) обязательно нужно показать пример правильного произношения. А это невозможно, если с ребенком сюсюкают.
- Наша общая беда - много будущих первоклассников неправильно говорят, - заключает Елена Белокур. - Например, в 2010 году в Украине в первый класс пошло 91000 детей, 40 000 из них имели неправильное произношение. Как это возможно? Родители просто не замечают, что ребенок не произносит каких-то звуков. Если у вас есть какие-либо сомнения относительно концентрации внимания или правильного произношения, обратитесь к невропатологу, логопеду ... У учительницы в первом классе будет 30 учеников и ей не хватит времени «подтягивать» вашего ребенка.
Некоторые ученые считают, что процесс чтения - это вспоминание слова, которое мы однажды изучили. Но его сначала нужно изучить! У ребенка еще не полностью сформировано зрительное и пространственное восприятие, поэтому с этим могут возникнуть проблемы. У детей, кроме того, часто наблюдается зеркальное чтение и письмо (буквы и цифры пишут и читают наоборот). Это также является нижней границей нормы развития. Исправлять «зеркало» можно, играя в правильно / неправильно написанные буквы, чтобы ребенок сам находил ошибки. Процесс чтения - это соединение звуков в слоги, а слогов - в слово. Если нарушена одна из этих связей - ребенок спотыкается на пути речи. Поэтому желательно хотя и постепенно, но придерживаться этой методики, потому что от времен Константина Ушинского никто лучше не придумал. Да, есть методика, по которой детей учат сразу читать слова. Она полезна, если ребенок из-за каких-то нарушений развития не говорит. Однако для всех родителей отметим, что в школе дети будут учиться по одной схеме: звуки - в слоги, слоги - в слова. - Хочу подчеркнуть, - отмечает Елена Ивановна, - учите детей сначала звукам, а не их знаковой форме - буквам. Поскольку ребенок будет читать «эм-а-эм-а» вместо «мама», а потом придется переучиваться. Познакомить с тем, как звучат буквы, также целесообразно при подготовке к школе. Если «вдруг» так случится, что ребенок начнет читать еще до шести лет, - ничего плохого в этом нет. Это при условии, что он сам изъявил желание научиться! Конечно, ребенок, который умеет читать, гораздо более развит. Ведь малыши учатся читать не по букварю, а по вывескам на домах, читая объявления. Так они больше узнают об окружающем мире.
Еще в 60-е годы прошлого века ученые доказали, что мелкая моторика связана с речью. Чем она более развита, тем лучше фонетико-фонематическое восприятие. Иными словами, умение ребенка вырезать фигурки по контуру - это умение сосредоточиться и сделать точное движение языком, чтобы получился какой-то звук. - Есть много упражнений для пальчиков, которые можно выполнять, не имея ничего под рукой, - объясняет логопед. - Можно по очереди соединять подобные пальцы, а можно - разные (большой палец и мизинец), сделать из рук корзиночку, посчитать «строительный материал». Умение лепить, рисовать и вырезать со временем «переходит» на артикуляционный аппарат. Ваш ребенок не может посчитать слоги? Научите его делать это на косточках пальцев - обязательно сработает!
Итак, перед школой ребенок уже должен грамотно говорить, быть в состоянии описать какой-то предмет, выучить четыре строки стихотворения. Будущие математические способности развиваем, обучая считать до 10 и обратному счету. Дети в шесть лет должны знать, какое число на единицу меньше / больше и соотносить цифру с числом. То есть малыш должен понимать, что три конфеты в условии задачи - это и есть три конфеты, лежащие у него на столе. - О том, как обучать считать в пределах первого десятка - на счетных палочках или на пальцах - расскажу вам одну историю, - говорит Елена Белокур. - В 40-е годы прошлого века управление образования категорически запрещало учить считать на пальцах. Моя мама тогда работала учительницей первых классов. Чтобы пройти проверку, она научила детей считать на пальцах, положив руки под крышку стола. Проверку прошла лучше всех! Оба метода имеют право на существование, только бы счет на пальцах не стал привычкой. Также научите ребенка ориентироваться в составе числа, например, пять - это два и три. И всегда считайте устно! Это очень развивает интеллект и восприятие ребенка.
Элементарные задачи можно решать, начиная уже с пяти лет. Это очень развивает логическое мышление. Например, у меня - две груши, у тебя - три. Сколько надо добавить, чтобы стало у всех поровну? Как малыш решит задачу - предложите ему самому придумать задачу. - Обратная связь - чрезвычайно важна, - подчеркивает Елена Ивановна. - Уточните у ребенка: у кого больше груш? И предложите свой ответ: «У меня две. Значит, больше!». Здесь срабатывает авторитет учителя или мамы - малыш начинает сомневаться. Но ребенок должен научиться защищать свои знания и свою правоту. Если ему удастся доказать, что он права, представьте, как вырастет его самооценка! Время от времени читайте что-то неправильно - пусть малыш вас исправляет. Это учит анализировать чужую работу и контролировать свою.
Сегодня у детей часто наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение при формировании звуковой языковой системы в силу того, что ребенок не воспринимает и не произносит какие-то фонемы. Например, он понимает: перед ним стоит стол. Но рассказать, что он большой и белый, не в состоянии. У него нарушена связь между восприятием и воспроизведением речи. Исправлять ситуацию нужно медленно, разучивая сначала одно-два описательных слова. Для этого используйте, например, такие игры. Спрашиваете у малыша, которая кошечка изображена на картинке: черная или белая, потом - пушистая она или гладкая? Далее вводим эмоциональный элемент: «Тебе она нравится? Как назовем кошечку?»-«Мурчик»-«А какой Мурчик?»- И ребенок сразу отвечает «Мурчик - белый и пушистый!». Так мы учим детей воспроизводить то, что они чувствуют. Объясните, что жесты и кивки головой не заменяют слов. Не угадывайте пожеланий ребенка - так вы поможете ему высказаться.
При подготовке к школе и даже если ребенок уже учится в первом классе, обратите внимание на привитие навыков, которые будут гарантировать более легкое усвоение знаний.
1. Большинство педагогов начальной школы жалуется на один большой недостаток, который наблюдается почти у всех учеников. Родители и воспитатели не научили правильно держать ручку! Но это простое умение имеет огромное значение для того, чтобы рука не уставала. 2. Учить писать нужно с печатных букв. Так ребенок поймет, как различать слоги, поскольку между буквами не будет соединений, которые сбивают с толку. Не налегайте на книги, где слова разделены на слоги, - их можно использовать в начале обучения чтению. 3. В прописях много букв даются для того, чтобы ребенок их просто обводил. Это облегчает жизнь учителю, но самостоятельную работу никто не отменял! Прописи - это образец. Ребенок должен писать хоть несколько строк «проблемных» букв ежедневно. 4. Чтение - это альфа и омега всего обучения. Объем информации в школе будет расти ежедневно. Чтобы решить любое упражнение, нужно сначала прочитать задание! Поэтому даже если в школе не задают домашних заданий, читайте вместе с малышом хоть страницу в день.
Важный показатель готовности к школе - развитость коры головного мозга. Родители, конечно, и сами могут проследить готовность ребенка к школе, воспользовавшись любыми учебными и развивающими тестовыми заданиями. Если дошкольник справляется с небольшими тестами, которые показывают развитость мелкой моторики, на исключение лишнего (найти круг среди квадратов), различают такие понятия, как свет / темно, днем / ночью, то это уже является нормой. Также теперь все дети должны посещать садик хотя бы один год перед школой. Это чрезвычайно полезная практика. Если ребенок по способностям не выделяется среди сверстников (в худшем смысле этого слова) - это также показатель его готовности учиться.
На что же нужно обратить внимание родителям и воспитателям? Несмотря на выполнение всех тестов, проследите за физическим развитием ребенка, объясняет психолог-дефектолог Власти Тарасенко. - Если малыш быстро устает, не может сосредоточиться, не воспринимает информацию на слух, следует обратиться к невропатологу, - считает Власть Ивановна. - Вероятно, был пропущен какой-то момент развития. Это свидетельствует о том, что у ребенка еще недостаточно зрелая кора головного мозга, физиологически он не готов воспринимать информацию. Малышу могут поставить диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), которая очень легко устраняется грамотным специалистом. Однако когда вовремя не обратить внимание на проблему и все-таки отправить ребенка на обучение, у него могут начаться неврозы, энурез, проблемы со сном. А как насчет такого важного показателя, как развитие мелкой моторики? Несмотря на то, что он ярко свидетельствует о логопедических проблемах, это не лучший показатель готовности учиться. Неразвитость мелкой моторики может просто свидетельствовать о том, что у ребенка свой индивидуальный путь развития. Это также показатель того, что с ним не занимались дома. Такие дети, как правило, не готовы воспринимать очень маленькие предметы, например ячейки в тетради. На доске ученики спокойно пишут большими буквами. А в тетради они из миллиона клеток не могут найти ту одну, куда вписать число!
Часто родители детей, которые физиологически не были подготовлены к школе, отмечают, что их школьники много болеют. На самом деле, это лишь защитная реакция организма! - В респираторных заболеваниях дети прячутся от школы! - Объясняет Влада Тарасенко. - Нет ничего страшного в том, чтобы отправить ребенка в шесть с половиной, семь и даже восемь лет, когда это оправдано сохранением здоровья. В Швейцарии, Германии, США дети действительно идут в школу в шесть лет. Но фактически это детский сад. Школьники много играют, занимаются тем, что соединяют по точечкам картинки, разрисовывают. Очень много времени уделяется физической активности. И ни одного иностранного! А у нас в специализированных школах ребенок в четвертом классе изучает английский, немецкий, русский и украинский! Не много?
Даже двуязычие для многих детей неполезно, особенно большие проблемы с речью бывают у мальчиков. Если не сформирована база одного языка, переходить на другую нельзя. В садике с детьми, как правило, говорят на украинском, дома родители, не задумываясь над этим, общаются с детьми на русском. Да и общения того - считанные минуты! - Если родители еще и неправильно подобрали для ребенка мультфильмы (нет диалога) и позволяют играть в компьютерные игры, это еще больше отбрасывает его назад, - говорит психолог-дефектолог. - Ведь компьютер не ответит на вопрос и не расскажет сказку. Чем больше ребенок сидит перед телевизором - тем менее он неврологически стойкий. Когда и сам по себе малыш слишком застенчивый, надо обязательно обратиться за помощью в подготовке к школе к специалисту. Однако я категорически против того, чтобы посещать групповое занятие, где с детьми занимается учитель начальных классов. Это просто уроки, которые навязываются ребенку еще в пятилетнем возрасте. Должна быть индивидуальная работа, лучше всего - с детским психологом-дошкольником.
Будущие школьники не могут общаться даже со сверстниками. Хуже всего то, что сейчас дети не играют во дворах большими дружными компаниями! Если не хватает такого общения, психолог обязательно поможет «разговорить» ребенка. Многие из дошкольников могут ответить на тестовые вопросы, но стесняются. Им легче сказать «Я не знаю», чтобы не идти на конфликт. Обучение малышей и в саду, и в первом классе должно происходить только в игровой форме. Особенно, пока оценка не является мотивационным фактором. Детей в школе уже не хвалят, наоборот что-то не сделаешь - ругают. Они отказываются учиться, потому что разочаровались в себе: «Я все равно ничего не понимаю!». Родителям обязательно надо искать причины этого «не хочу» вместе со специалистами.
Comments