sportivnaya ploshaadka

Новые учебные программы предусматривают, что в дневниках первоклассников уже с первого сентября не выставляют оценки по урокам физкультуры. Первый месяц нового учебного года их будут ставить и старшим ученикам - чтобы дать возможность адаптироваться после лета к нагрузкам.

Учителя физического воспитания выражают некоторое беспокойство по этому проводу. Ведь оценка ученика - все-таки мотивация чего-то добиться. Если ее нет - чем заинтересовать? Поэтому мы решили поинтересоваться, какие условия нужно создать, чтобы ученики полюбили урок физкультуры? Как должен быть оборудован спортзал, чтобы дети изъявили желание заниматься спортом не ради оценки? А может, он должен начинаться еще дома?

Уменьшаются нормативы, исчезают оценки - все это действительно свидетельство того, что снижаются требования к физическому воспитанию в школе. Итак, родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для занятий спортом дома, уверен доцент кафедры спортивной медицины Национального университета физического воспитания и спорта Владимир Тищенко.

Обустраивая детскую комнату, сегодня, пожалуй, каждый родитель догадается хотя бы запланировать рабочее место для компьютера. Все равно придется ... А вот найдется ли такое же место для шведской стенки с гимнастическими кольцами и небольшим матом под ней, чтобы ребенок мог покувыркаться, попрыгать? И действительно, разве эти навыки в жизни пригодятся?
- Чтобы привлечь сына или дочку к физическим занятиям, начинать родители могут даже с еще более простых вещей, - считает Владимир Тищенко. - Например, каждое утро детям нужна утренняя гимнастика - чтобы «запустить» организм. Ведь доказано, дети, которые регулярно выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, болеют реже своих ленивых сверстников. Кроме того, утром вместе с малышом можно побегать на улице или выполнить какие-то упражнения на балконе. Обязательным условием является хорошая циркуляция воздуха! Для нормальной работы мышц требуется кислород, который поступает к ним через кровь. Делать что-то в закрытом и непроверенном помещении - просто бессмысленно.

С другой стороны перегружать детскую комнату разнообразными тренажерами также не стоит. Эти спортивные принадлежности больше подойдут взрослым. Некоторые родители даже пытаются ввести в ежедневное детское расписание занятия на доске Евминова. Однако ортопеды не рекомендуют использовать этот гимнастический прибор без особой надобности. Загружать ребенка упражнениями растяжения позвоночника - тоже не очень полезно. Ведь все в нашем организме взаимосвязано. Кости - это базис. Они требуют вертикальной нагрузки: бега, прыжков, ходьбы. А кольца, подвешенные на перекладину шведской стенки вполне подойдут для виса и подтягивания. Следовательно, и вертикальную нагрузку, и растяжение будет обеспечено. А просто длительный вис на руки может привести к нестабильности позвоночника. Последний совет: если вы уже занимаетесь с ребенком гимнастикой - делайте это без перерыва на выходные. Даже взрослые спортсмены чередуют нагрузку на разные группы мышц. Вот и вы можете выделить один день, чтобы вместо пробежки поиграть с ребенком в теннис или бадминтон.

Если вы дома начали привлекать ребенка к спорту - логично продолжить эту работу в специально оборудованном помещении.
- Конечно, условия имеют значение. Когда ваш школьник придет в зал, а он яркий, окрашенный в приятные цвета, красивые новые снаряды вокруг - все это создает мотивацию, - считает заведующий лабораторией гигиены учебной деятельности детей Института гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева АМН Украины Светлана Гозак. - Что касается оборудования мест для занятий физкультурой мы ставим школам определенные условия. Спортивная зона должна находиться на пришкольном участке и включать стадион и площадку для двигательной активности. В помещении - зал для детей старшего возраста и младшей школы. Однако эффективности физкультуры это не гарантирует ... Не все зависит от оборудования спортзала.
Интересный факт: в день, когда в расписании стоит урок физкультуры, работоспособность детей снижается больше, чем обычно. Может, чем лучше будет оборудование, тем качественнее будет происходить урок? Но практика показывает, что даже в школах спортивного направления организация занятия может быть хуже, чем в сельской малокомплектной школе. Все зависит от учителя.
- Есть огромное количество спортивных игр, для которых требуется только мяч. А эстафеты? Это же такое увлекательное занятие, - продолжает Светлана Викторовна. - Еще есть давно забытые гимнастические палки. Или почему бы не взять на вооружение популярный в Европе семейный вид спорта - скандинавскую ходьбу? Или вот использовать приборы с фитнес-залов? Например, на фитболах (больших мячах диаметром 55 - 75 см) можно выполнять замечательные упражнения!

Светлана Гозак в подтверждение своих слов рассказала об одном исследовании. Оно должно было определить влияние условий, созданных для физвоспитания (а это физкультурная зона, спортивный зал, его обустройство), на самочувствие детей. Например, на физическую работоспособность условия влияют на 12%, на умственную - 10 - 11%, на формирование осанки - 6%. В  то же время относительно качества проведения урока физкультуры (это уже человеческий фактор) те же показатели составляют соответственно 36%, 9% и 18%. Нас заинтересовали такие весомые показатели. А если сделать спорт для детей доступным? Как насчет того, чтобы начать выполнять физические упражнения не только в спортзале, но и в классе? Почему бы не установить ту же шведскую стенку в классной комнате? Это все вопросы к нашему эксперту.
- Теоретически это можно сделать, - отвечает Светлана Гозак. - Но когда детям там заниматься? На перемене они освобождают помещение, чтобы проветрить. Если в классе 30 человек - концентрация углекислого газа повышается до критически допустимой нормы. В зонах отдыха такие спортивные уголки организовать можно. А еще есть такой хороший вариант - теннисный стол. Много места в коридоре он не занимает, а вот дети с удовольствием играют в теннис. Для младшей школы можно создать игровую комнату, где положить несколько матов, чтобы дети развлеклись с пользой для здоровья!

Скандинавская ходьба - отличная аэробная нагрузка, во время которой задействовано почти 90% мышц! Придумали ходить по улицам и паркам, опираясь на палки лыжники, чтобы не сидеть без тренировок летом. Но такими упражнениями заниматься можно круглый год. Европейцы идут по-скандинавски уже почти 80 лет. При такой нагрузке значительно меньше страдают коленные суставы, что важно для детей. Скандинавская ходьба поддерживает мышцы в тонусе и даже сжигает на 46% больше калорий, чем беговая дорожка. А учитывая то, что эта «беговая дорожка» размещена на свежем воздухе - эффект для здоровья будет впечатляющий.

Специалисты Института гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева АМН Украины проводят среди детей и опрос: каким уроком должна быть в расписании физкультура? Большинство учеников, особенно средней и старшей школы, высказалась за то, чтобы заниматься спортом на первом или последнем занятии. Не в последнюю очередь такое пожелание вызвано отсутствием условий для подготовки к уроку и часто - после.
Эту ученическую мысль поддерживает и большинство педагогов. Одна моя знакомая учительница младших классов сельской школы не спешит проводить уроки физкультуры достаточно активно. На вопрос, почему, отвечает... вопросом: «А вы пробовали посидеть в классе даже с 10 детьми, которые набегались с мячом, а принять душ ежедневно у большинства нет возможности даже дома?». И мне с грустью вспоминаются прекрасные раздевалки с личными шкафчиками и душевыми кабинами, которые мы можем увидеть почти в каждом фильме о жизни американских тинейджеров.
Но некоторая тенденция к улучшению есть и в наших школах. Так, отдельные раздевалки для ребят есть хотя бы в 90,1% городских и 65,5% сельских школ. А вот с душем уже хуже. Функционирующие душевые нашлись в 39,5% городских и 5,5% сельских школ, однако пользуются ими в городе лишь 15,2%, а в селе - 0 учеников.

В «Государственных санитарных правилах и нормах устройства и содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса» предусмотрены определенные условия для занятий физкультурой. Итак, изучаем и сверяем с тем, что в вашей школе:
- Физкультурно-спортивная зона должна быть рядом с учебной, но только не со стороны окон начальных классов;
- Беговая дорожка обустраивается вокруг футбольного поля, дорожка длиной 100 м входит в беговую;
- Ямы для прыжков в длину и высоту заполняют песком, смешанным с опилками. Борта ям для прыжков, кроме переднего, обиваются резиной
- Комбинированную площадку (для нескольких видов спорта) можно асфальтировать (бетонировать), футбольное же поле должно быть с травяным покрытием. Чтобы дети избежали травм, площадки должны иметь ровную поверхность;
- Запрещается проводить занятия на влажных площадках;
- Площадки для учеников 1-4 классов должны оборудоваться теневыми навесами, лианами, горками для спуска, качелями, бетонированной стеной для игр с мячом и рисования, скамейками, дорожками с твердым покрытием для катания на роликовых коньках и велосипедах, бассейном;
- Физкультурные площадки необходимо ограждать друг от друга зелеными насаждениями;
- Игровые площадки, расположенные у здания школы, засевают невысокой травой;
- Уборка классов спортивных залов проводится после каждого урока, а также после окончания уроков и занятий в секциях).

По материалам газеты «Образование Украины»

Comments

  • No comments found
Add comment
  • Prev
  • Наши партнеры
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Olive Sienna Teal Dark_blue
Background Color
Text Color
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction
Scroll to top